Функциональные модули АИС "Образование"

Состав функциональных модулей Системы
Система представляет собой Web-приложение, разработанное на основе современных программно-технических решений в архитектуре клиент-сервер.
Функциональная подсистема
Модуль «Календарь системы»
В Системе реализован календарь учебного периода в целом, календарь учреждения (наследуемый от календаря учебного периода), календарь подразделения (наследуемый от календаря учреждения).
Функции:
  • Добавление учебных периодов
  • Редактирование календаря
  • Архивирование данных
Модуль «Расписание»
Модуль расписания реализует возможность ввода и изменения уроков расписания в ОУ. Модуль осуществляет вывод общего расписания образовательного учреждения по всем группам (классам), подгруппам (учебным группам) и сменам (если есть) на одной форме. Модуль отображает расписание уроков на страницах учащихся и преподавателей, произведенные замены преподавателей.
Модуль «Учебный электронный журнал»
Модуль учебного электронного журнала предназначен для оперативного сбора, отображения и анализа результатов учебной деятельности учащихся, включая успеваемость, посещаемость, анализ выполнения учебного плана. На основе созданного расписания уроков автоматически формируется журнал на отдельной экранной форме. Доступ к функционалу определяется в зависимости от роли пользователя.
Из модуля журнала реализован механизм перехода в режим заполнения итогов учебного периода. Доступ для просмотра или редактирования определяется функционалом роли пользователя в соответствии с доступом к журналу.
Итоги отображаются аналогично журналу по спискам учащихся подразделений ОУ и дисциплинам. Должен реализован механизм выбора следующих режимов просмотра:
«по дисциплине» – по выбранной дисциплине отображается таблица со списком учащихся и по всем периодам с сортировкой по алфавиту по фамилии учащегося;
«по периоду» – по выбранному периоду отображается таблица со списком учащихся и по всем дисциплинам с сортировкой по алфавиту по фамилии учащегося;
«по учащемуся» – по выбранному учащемуся отображается таблица по всем периодам и дисциплинам.
После окончания учебного года производится закрытие периода. Закрытие периода осуществляется пользователем с ролью классный руководитель. После окончания учебного года классный руководитель проверяет полноту заполнения журнала и изменяет статус учащихся в соответствии с назначением (перевод, отчисление, остался на 2-й год).
Модуль «Электронный дневник»
Модуль электронного дневника предназначен для информирования учащихся, а также их родителей о расписании занятий и домашних заданиях, для оперативного информирования родителей об успеваемости детей. Доступ к модулю дневника учащегося определяется в зависимости от функционала роли пользователя. Формирование дневника зависит от расписания и журналов. Дневник актуализируется при изменении расписания и журналов. Информация дневника отображается в табличном виде с возможностью фильтрации по неделям проведения занятий. Реализован механизм «перелистывания» недель «вперед» и «назад». На экранной форме дневника должна отображаться информация о выбранной неделе.
Модуль дневника содержит следующую информацию:
  • день недели;
  • дата;
  • список уроков в соответствии с расписанием звонков;
  • наименования уроков в соответствии с расписанием подразделения ОУ;
  • домашнее задание в соответствии с информацией в журнале;
  • ссылка для скачивания файлов для домашней работы;
  • признак отсутствия на уроке в соответствии с журналом;
  • оценка в соответствии с журналом;
  • замечание в соответствии с журналом.
Модуль «Управление столовой/питание»
Модуль содержит следующие функции:
  • Ведение КШП
  • Ведение списка продуктов
  • Формирование ежедневного меню
  • Ведение списка кассиров
  • Проставление фактов питания
  • В Системе имеется возможность указывать наличие льготы на питание, в зависимости от льготной категории пользователя. Должна быть предусмотрена возможность выбора даты проставления факта питания (проставление факта питания задним числом).
Модуль «Отчетность»
Формы отчетности в Системе унаследованы от АИС «Образование» версии 1. Имеется возможность формировать файлы отчетности MS Excel. Роль Методиста городского/районного ОО позволяет видеть:
  • Сводную Ведомость успеваемости ОУ (форма №4, собранная из итоговых строк ОУ формы №3, раздел «Отчеты»);
  • Свод Сверки педагогических кадров своего города/р-на (раздел «Отчеты»);
  • Свод по кол-ву уч-ся: класс, пол, год/дата рождения. (Для выборки, например, мальчиков призывного возраста);
  • Свод по заполнению журналов всех ОУ своего города/р-на.
Модуль «Оплата услуг»
Модуль представляет собой раздел «Оплатить услуги», в котором пользователь может подключить/отключить необходимые услуги из следующего списка:
  • «Информирование родителей через электронную почту»;
  • «Питание».
При подключения услуги «Информирование родителей через электронную почту» пользователю выводится ссылка на договор оферту услуги и утвержденные тарифы.
Сводный счет на оплату услуг формируется ежемесячно и автоматически на основании установленных в Системе тарифов на услуги «Питание» и «Информирование родителей через электронную почту». При наличии у учащегося категории льготы расчет питания для него проводится по специальным льготным тарифам.
Модуль «Новости»
В модуле реализован механизм создания новостных статей по рубрикам. В зависимости от значения поля признака публикации списки статей отображаются на отдельных экранных формах/блоках. Доступ к добавлению, редактированию и удалению новостей определяется функционалом роли пользователя.
Административной подсистема
Модуль «Ведение ОУ»
Модуль выводит информацию о конкретном образовательном учреждении в виде страницы.
В подсистеме реализованы экранные формы/блоки:
просмотр списка образовательных учреждений;
добавление образовательного учреждения;
просмотр и редактирование информации об образовательном учреждении.
Для работы с модулем реализованы следующие функции:
  • Функция «Просмотр списка ОУ»
  • Функция «Добавление ОУ»
  • Функция «Ведение списка сотрудников/учащихся ОУ»
  • Функция «Ведение зданий ОУ»
  • Функция «Ведение аудиторий ОУ»
  • Функция «Перевод между подразделениями ОУ»
  • Функция «Отчисление из ОУ»
  • Функция «Ведение календаря ОУ»
  • Функция «Просмотр и редактирование страницы ОУ»
  • Функция «Формирование социального паспорта ОУ»
  • Функция «Статистика о выпускниках»
Модуль «Ведение списка ГОО/РОО»
В подсистеме реализованы экранные формы/блоки:
  • просмотр списка ГОО/РОО;
  • добавление ГОО/РОО;
  • просмотр и редактирование информации о ГОО/РОО;
Для работы с модулем реализованы следующие функции:
  • Функция «Просмотр списка ГОО/РОО»
  • Функция «Добавление в список ГОО/РОО»
Модуль «Пользователи системы»
В подсистеме реализованы следующие функции:
  • Функция «Просмотр пользователя»
  • Функция «Добавление пользователя»
  • Функция «Блокировка пользователя»
  • Функция «Сброс пароля пользователя»
  • Функция «Редактирование профиля пользователя»
Модуль «Распределение прав доступа»
Подсистема распределения ролей пользователей позволяет определять свои права доступа к разным частям Системы для каждого типа пользователей. Доступ к распределению прав имеет только группа администраторов Системы.
  • Функция «Отображение ролей пользователей»
  • Функция «Настройка правил формирования пароля»
Модуль «Ведение списка дисциплин»
  • Функция «Отображение списка дисциплин»
  • Функция «Редактирование списка дисциплин»
  • Функция «Добавление дисциплины»
  • Функция «Отключения дисциплины»
Модуль «Ведение списка должностей»
  • Функция «Отображение списка должностей»
  • Функция «Редактирование должности»
  • Функция «Добавление должности»
  • Функция «Отключение должности»
Модуль «Ведение подразделений ОУ»
  • Функция «Редактирование подразделений»
  • Функция «Добавление подразделения»
  • Функция «Удаление подразделения»
  • Функция «Ведение календаря подразделения»
Модуль «Ведение льгот»
В рамках данного модуля заводится перечень доступных льгот в Системе отдельным списком. При этом поле «Наличие льготы» прикрепляется к учащемуся и имеет по умолчанию статус «Отсутствует».
Модуль «Учет действий пользователей»
Модуль регистрации действий пользователя осуществляет регистрацию входа (выхода) пользователя в Систему (из Системы), время и тип совершаемых операций пользователем в Системе. 
В Системе реализован модуль фиксации операций пользователей во всех модулях в Системе.
По каждой операции в Системе фиксируется следующая информация:
  • дата совершения операции;
  • пользователь, совершивший операцию;
  • наименование операции;
  • наименование модуля.
Список фиксируемых данных может пополняться в процессе разработки Системы. Список совершенных операций доступен только для просмотра в табличном виде с возможностью фильтрации по отображаемым параметрам.
Модуль «Аутентификация пользователей»
Подсистема управления доступом в Системе осуществляет идентификацию и проверку подлинности пользователей посредством использования условно-постоянных паролей длиной не менее шести буквенно-цифровых символов и разграничения полномочий пользователей, имеющих различные права доступа к данным; исключает возможность несанкционированного доступа.
Доступ в личный кабинет пользователей – учащихся и родителей осуществляется с использование связки «имя пользователя/пароль». При авторизации необходимо обеспечить проверку наличия электронной почты (E-mail) и мобильного телефона в профиле пользователя. 
Интеграционная подсистема
Модуль «Взаимодействие с СКУД»
Подсистема СКУД предназначена для эффективного решения вопросов обеспечения безопасности учащихся, ограничения доступа посторонних лиц в помещения ОУ, SMS-информирования родителей о времени прихода детей в ОУ и ухода из него, учета посещаемости учащимися учебных занятий с отображением опоздавших учащихся и учащихся, ушедших ранее окончания времени учебных занятий, а также учета рабочего времени сотрудников ОУ.
В Системе реализован механизм информационного обмена с системой контроля и управления доступом.
Система контроля и управления доступом (СКУД) предназначена для интеграции в единую систему безопасности объекта, подсистем охранной, тревожной, периметральной, охранно-пожарной сигнализации, видеонаблюдения и видеорегистрации, контроля и управления доступом, оповещения и др.
Функции реализованные в рамках модуля:
  • Функция «Выгрузка в СКУД». Выгрузка из АИС «Образование» должна содержать следующую информацию:
    • уникальный идентификатор пользователя;
    • идентификатор ЧИПа карты ученика.
В каждое ОУ должен выгружаться список только учащихся и сотрудников данного образовательного учреждения.
  • Функция «Загрузка из СКУД». Загрузка в АИС «Образование» должна содержать следующую информацию:
    • уникальный идентификатор пользователя;
    • дата и время прохода;
    • направление прохода - признак входа или выхода из здания.
  • Функция «Отображение информации СКУД». Информация о проходах отображается в Системе в табличном виде со следующей информацией:
    • дата прохода;
    • время прохода;
    • направление прохода;
    • фамилия, имя, отчество пользователя;
    • наименование подразделения ОУ;
    • наименование ОУ.
Модуль «Взаимодействие с ПО Информирование родителей через электронную почту»
В Системе реализован механизм формирования шаблона сообщений для отправки на номера телефонов, указанных в базе рассылки, при наличии необходимой суммы на лицевом счете пользователя, тип услуги которого «Информирование родителей через электронную почту».
Формирование и отправка сообщений может быть настроено на совершение следующих операций в Системе:
  • вход/выход из ОУ учащегося;
  • получение оценок учащимся;
  • получение факта питания учащимся;
  • состояние баланса лицевого счета (ежемесячно).
В Системе должно учитываться количество детей у одного родителя, должна быть реализована привязка к одному адресу эл.почты двух и более детей, указанных родителем.
Договор публичной оферты на оказание информационных услуг через эл. почту
Правила работы сервиса информирования через эл.почту
Тарифы на оказание информационных услуг через эл.почту